Социальное партнерство

Урегулирование разногласий

В ходе коллективных переговоров стороны чаще всего не достигают согласия относительно всех положений колдоговора. Практически всегда возникают спорные моменты, что обусловлено противоположностью интересов работников и работодателя.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта колдоговора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий (ч. 2 ст. 40 ТК РФ).

Протокол разногласий - это документ, принимаемый комиссией по коллективным переговорам, в котором отражается позиция сторон по спорным условиям проекта договора. Как правило, разногласия оформляются путем внесения в протокол разногласий отдельных положений проекта договора в редакции представителей работников и в редакции представителей работодателя. Требования к содержанию и оформлению протокола разногласий можно закрепить в регламенте ведения коллективных переговоров. Представляется целесообразным помимо простого изложения спорных положений договора включать в протокол разногласий краткое обоснование позиций по ним обеих сторон.

Неурегулированные разногласия, зафиксированные в этом протоколе, могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с законодательством РФ. Каким конкретно образом будет происходить урегулирование разногласий, стороны решают самостоятельно. Если они намерены продолжать переговоры до полного урегулирования всех разногласий, то по истечении трех месяцев со дня начала коллективных переговоров те условия колдоговора, по которым достигнуто согласие сторон, оформляются, подписываются и вступают в силу, а комиссия по переговорам продолжает попытки достичь согласия по спорным пунктам переговорным путем. Но если хотя бы одна из сторон (обычно это работодатель) отказывается от дальнейших переговоров, то возникает необходимость в предусмотренной главой 61 ТК РФ процедуре коллективного трудового спора.

Коллективные трудовые споры (КТС) - обширная тема. Рассмотрим в общих чертах основные положения, касающиеся процедуры.

Определение КТС приведено в ст. 398 ТК РФ.

Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая зарплату), заключения, изменения и выполнения колдоговоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

До принятия федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ, внесшего изменения в ТК РФ, день составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров автоматически становился днем начала КТС. Но в результате изменений, внесенных указанным законом в ст. 398 ТК РФ, днем начала КТС является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со ст. 400 ТК РФ своего решения. Таким образом, законодатель усложнил инициирование процедуры КТС, что существенно затруднило процесс урегулирования разногласий по колдоговору для работников и их представителей. Теперь, в случае составления протокола разногласий и нежелания работодателя урегулировать их переговорным путем, работникам и их представителям необходимо выдвинуть работодателю соответствующие требования о включении в колдоговор тех или иных условий. Эти требования подлежат утверждению на общем собрании (конференции) работников, после чего излагаются в письменной форме и направляются работодателю. При этом работодатель обязан предоставить работникам или их представителям необходимое помещение для проведения общего собрания (конференции) и не вправе препятствовать его проведению (ч. 4 ст. 399 ТК РФ).

Копия требований может быть направлена в соответствующий государственный орган по урегулированию КТС, который обязан проверить получение указанных требований другой стороной спора.

Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников (ст. 400 ТК РФ).

О принятом решении работодатель сообщает в представительный орган работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требований. В любой момент после начала КТС каждая из сторон имеет право обратиться в соответствующий госорган по урегулированию КТС для уведомительной регистрации спора.

Для разрешения КТС установлены примирительные процедуры, а именно (ст. 401 ТК РФ):

- рассмотрение КТС примирительной комиссией - обязательный этап;

- рассмотрение КТС с участием посредника - по решению сторон;

- рассмотрение КТС в трудовом арбитраже - по решению сторон, за исключением случаев, когда работники не вправе использовать для разрешения КТС забастовку - например, в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения и т.п. (ст. 413 ТК РФ).В таких случаях создание трудового арбитража и его решение обязательны для сторон.

Стороны КТС не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах и обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения спора. Если примирительные процедуры не привели к разрешению спора, либо работодатель уклоняется от участия в примирительных процедурах, работники вправе использовать для разрешения КТС крайнюю меру - забастовку. Работники имеют право в порядке, установленном законодательством, проводить массовые акции (собрания, митинги, демонстрации, пикетирование) в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения КТС, в том числе во время забастовки (ч. 8 ст. 401 ТК РФ).

Таким образом, урегулирование возникших при заключении колдоговора разногласий путем ведения КТС и примирительных процедур представляет собой весьма сложную и длительную процедуру, которая потребует от представителей сторон определенного уровня подготовки. Но учитывая, что заключение колдоговора является основным средством для регулирования социально-трудовых отношений и колдоговор несет на себе основную финансовую нагрузку по перераспределению результатов экономической деятельности от работодателя к работникам, установление на законодательном уровне таких процедур в целом обоснованно. В то же время представляется необходимым упростить эти процедуры, уменьшить сроки их проведения с целью облегчить работникам реализацию их законного права на забастовку.

КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ КД

Стороны социального партнерства на предприятии (в организации), их представители, а также соответствующие органы по труду вправе осуществлять контроль за выполнением заключенного колдоговора (ст. 51 ТК РФ). Для первичных профорганизаций, профсоюзов и их объединений право на такой контроль установлено п. 3 ст. 13 ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”.

В соответствии с указанной статьей, а также ч. 2 ст. 370 ТК РФ в случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий колдоговора первичные профорганизации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении таких нарушений. Работодатель или иные органы, получившие представление об устранении нарушений колдоговора, обязаны рассмотреть его в недельный срок со дня получения представления и сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения и принятых мерах.

Для реализации своих прав, в том числе права на контроль за выполнением колдоговора, профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов (п. 5 ст. 11 ФЗ “О профессиональных союзах...”).

В качестве других способов контроля за выполнением колдоговора на практике используются периодические отчеты работодателя и представителей работников в выполнении колдоговора перед трудовым коллективом (на общем собрании или конференции). Условия и порядок отчета включаются в колдоговор. Кроме того, стороны коллективных переговоров вправе предусмотреть в колдоговоре и другие способы контроля за его выполнением и впоследствии использовать их.

При проведении таких контрольных мероприятий стороны обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию. Такая информация должна предоставляться не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса. Очевидно, что месяц - слишком длительный срок, препятствующий оперативному контролю, выявлению и пресечению нарушений. (Представляется целесообразным на законодательном уровне сократить этот срок до двух недель - аналогично сроку предоставления сторонами коллективных переговоров друг другу информации, необходимой для заключения колдоговора.) Стороны могут при заключении колдоговора установить более короткий срок предоставления информации, необходимой для осуществления контроля, включив это в сам колдоговор.

Made on
Tilda